Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII–первой трети XIX века. Хлебный дом. Царицыно
Первая в России масштабная выставка работ английских художников, заложивших основы жанра карикатуры. В основе экспозиции — уникальная коллекция Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), которая впервые так полно представлена широкой публике.
В XXI веке, когда карикатура вновь стала заметным явлением общественной жизни и часто оказывается в центре внимания, провоцируя скандалы и даже настоящие трагедии, пришло время обратиться к истокам жанра. Возможность познакомиться с классическими английскими карикатурами из богатого, но малоизученного собрания РГАСПИ, настоящий подарок всем желающим понять, что сегодня происходит с жанром, способным не только рассмешить, но и произвести переворот в общественном сознании.
В 13 залах выставки было представлено более 200 графических листов, посвященных самым разным темам. Английская карикатура не только смешила и развлекала. Она бичевала пороки и воспевала героев, охраняла общественную мораль и бросала вызов устоям, формулировала национальную идею и создавала образ врага, служила политической пропаганде и сплачивала нацию пред лицом внешней угрозы. Была то едка, то добродушна, то восторженна, то цинична, но всегда — остроумна. Работы, созданные ведущими мастерами — Джеймсом Гилреем, Томасом Роуландсоном, Джорджем Крукшенком и другими, охватывают период, который называют золотым веком английской карикатуры. Помимо карикатур на выставке было представлено около 30 экспонатов XVIII–начала XX веков: парадные портреты тех же лиц, что изображены на карикатурах, керамика и текстиль с сатирическими сюжетами, в том числе традиционные английские кувшины Тоби.
Василий Успенский, куратор выставки, научный сотрудник, хранитель Государственного Эрмитажа: «Английские карикатуры были ранней формой масс-медиа, предшественниками не только всех прочих европейских карикатур, но и современных телевизионных и онлайн-СМИ. Как произведения искусства, они оказали большое влияние на таких разных художников как Франсиско Гойя, Павел Федотов, Оноре Домье. Во всем мире английские карикатуры давно были осознаны как яркое и самобытное явление старого европейского искусства, замечательная черта национального характера британцев и уникальный исторический материал».
Андрей Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории: «Богатство коллекции английской политической карикатуры в фондах бывшего Центрального партийного архива (ЦПА) способно удивить не только людей не знакомых с его историей, но и специалистов. Активная собирательская деятельность Института К. Маркса и Ф. Энгельса, составной частью которого был будущий ЦПА, пришлась на 1923–1933 годы, когда историческое сообщество идеологически еще не полностью контролировалось большевистской партией. Как явление общественной жизни, английская карикатура XVIII — начала XIX вв. хронологически попадала в раздел искусства революционных эпох и иллюстрировала, по мнению собирателей, тезис Маркса об Англии как стране классического капитализма».
Особое внимание на выставке уделено изображению России в английской карикатуре, отразившей все перипетии отношений между странами: от вражды до союза, от карикатурных пасквилей до карикатурных од. Кульминация выставки — зал с гравюрами времени победы над Наполеоном. Совместная борьба европейских держав — от Англии до России — с общим врагом совпала с распространением английский карикатурной культуры по всему континенту. Смех, бывший орудием войны, стал орудием мира и объединил всю Европу. Выставку сопровождает каталог, подготовленный куратором выставки, научным сотрудником Эрмитажа В. М. У спенским — первое масштабное современное издание по истории английской карикатуры на русском языке.
Источник: http://www.tsaritsyno-museum.ru/